НАУКА

Построение своей государственности после обретения рecпyбликой независимости, интенсивное проведение реформ с целью построениясоциально-ориентированной экономики рыночного типа и обновление общества на фоне усиления региональных экологических проблем, угрозы глобального экологического кризиса, когда уже в следующем столетии могут произойти значительные экологические изменения и неожиданные события, невозможно без научного осмысления этих процессов, глубокого познания законов развития общества и природы. И ученые Узбекистана вносят свой достойный вклад в решение этих проблем.

Узбекистан является крупнейшим в Центральной Азии научным центром, обладающим развитой исследовательской материальной базой, обширным научным фондом, квалифицированными научными кадрами.

Государственная научно-техническая политика заключается в селективной поддержке научных исследований, разработок и инновационных проектов по следующим направлениям:

  • проведение, в кооперации с ведущими научными центрами мира, фундаментальных исследований по проблемам эволюции Природы и Общества, создания системы этических ценностей в области гармонизации социально-экономического развития, защиты окружающей среды и развития биосферы;
  • создание технических предпосылок экологически приемлемого наращивания объемов производства топливно-энергетическихи минерально-сырьевых ресурсов;
  • развитие конкурентоспособных технологий, материалов, дизайнерских проектов н техники, способствующих резкому повышения экспортного потенциала страны и прежде всего по наукоемкой машиностроительной продукции;
  • создание и широкомасштабное внедрение базовых технологий, обеспечивающих значительное улучшение качества продукции, рост экологической безопасности, сокращение издержек производства и насыщение внутреннего рынка;
  • прогрессивные изменения в технике и технологии в целях достижения масштабов ресурсосбережения, достаточных для компенсации удорожания сырья, топливно-энергетических ресурсов и материалов;
  • селекция высокопродуктивных сортов сельскохозяйственных культур и животных;
  • разработка новых высокоэффективных экологически безопасных технологий производства сельскохозяйственной продукции, средств по борьбе с болезнями сельскохозяйственных растений и животных, а также эффективных средств и методов орошения сельскохозяйственных угодий;
  • создание высокоэффективных, ресурсосберегающих экологически чистых процессов производства продовольствия и технологии для перерабатываемых отраслей АПК;
  • разработка научных основ и рекомендаций по этапному формированию в Узбекистане социально-ориентированной рыночной экономики и ее интеграции в систему мирохозяйственных связей, а также проблем трансформации социальной структуры и политической организации общества, совершенствования государственности и права в процессе перехода к рыночным отношениям;
  • научно-техническое обеспечение мероприятий, реализующих социальные цели общества: развитие здравоохранения и образования, социальное н культурное возрождение Узбекистана, охрана окружающей среды.

ОБРАЗОВАНИЕ

Система образования Республики Узбекистан

Общая информация

Система образования Республики Узбекистан состоит из:

  • государственных и негосударственных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы в соответствии с государственными образовательными стандартами;
  • научно-педагогических учреждений, выполняющих исследовательские работы, необходимые для обеспечения функционирования и развития системы образования;
  • органов государственного управления в области образования, а также подведомственных им предприятий, учреждений и организаций.

Система образования Республики Узбекистан является единой и непрерывной.

Образование в Республике Узбекистан реализуется в следующих видах:

  • дошкольное образование;
  • общее среднее образование;
  • среднее специальное, профессиональное образование;
  • высшее образование;
  • послевузовское образование;
  • повышение квалификации и переподготовка кадров;
  • внешкольное образование.

Органы управления образованием

Общее управление системой образования осуществляет Кабинет Министров. Так же Кабинет Министров осуществляет непосредственное управление отдельными высшими учебными заведениями, в число которых входят Ташкентский Исламский Университет, а также филиалы международных известных зарубежных ВУЗов (МГУ, Вестминстерский университет и т.д.).

К компетенции Кабинета Министров Республики Узбекистан в области образования относятся:

  • осуществление единой государственной политики в области образования;
  • руководство органами государственного управления образованием;
  • разработка и реализация программ развития образования;
  • установление порядка создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений;
  • определение порядка аккредитации образовательных учреждений, аттестации педагогических и научных кадров;
  • выдача разрешений на право занятия образовательной деятельностью образовательным учреждениям других государств на территории Республики Узбекистан;
  • определение порядка признания и установления эквивалентности документов иностранных государств об образовании с соответствии с законодательством;
  • утверждение государственных образовательных стандартов;
  • утверждение документов об образовании государственного образца и установление порядка их выдачи;
  • установление количества государственных гарантов и порядка приема в образовательные учреждения;
  • назначение ректоров государственных высших образовательных учреждений;
  • установление порядка перевода обучающихся из одного аккредитованного образовательного учреждения в другое;
  • иные полномочия в соответствии с законодательством.

В Узбекистане непосредственное руководство деятельностью образовательных учреждений осуществляют два отраслевых министерства — Министерство Народного Образования (МНО) и Министерство Высшего и Среднего Специального Образования (МВССО).

МНО отвечает за деятельность дошкольных, внешкольных образовательных учреждений и общеобразовательных школ. В ведении МНО находятся 5 ВУЗов и 16 институтов повышения квалификации учителей. Министерство имеет областные, районные и городские отделы народного образования, которые осуществляют функции методологического руководства деятельностью соответствующих образовательных учреждений на подведомственной территории.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА 

МВССО является органом государственного управления, осуществляющим руководство высшим и средним специальным, профессиональным образованием в республике.

Министерство в своей деятельности подотчетно Кабинету Министров Республики Узбекистан.

В систему Министерства входят Центр среднего специального, профессионального образования, Центр развития высшего и среднего специального, профессионального образования, подведомственные высшие учебные заведения.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА 

Каждый гражданин имеет право получить знание, гарантированное конституцией Республики Узбекистан. Образование играет значительную роль в воспитании молодёжи Республики Узбекистан. Родина начинается с порога, образование и воспитание детей начинаются в семье. Значит, каждый из нас ответственный за подрастание полноценного, здорового, образованного, преданного Родине поколения. Для вашего внимания приводим Положения об основных органах управления, МНО и МВССО. Ваше мнение об образование и воспитание вы можете выразить на форуме в разделе “ Образование ”. Для этого обязательно зарегистрируйтесь.